Музей


«Музейная работа в школе»



                                                                    

              Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, представляющих историческую, научную или художественную ценность.
              Особенно возросла роль школьных музеев в связи с осуществлением реформы  школы, т.к.   работа школьного музея является одной из форм дополнительного образования в условиях  современных образовательных учреждений.
Школьный музей — это:
     - прежде всего результат поисковой, исследовательской и краеведческой работы;
      - большие возможности для организации самостоятельной исследовательской и, что особенно важно, творческой работы учащихся;
       - эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющая с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы.Создание школьного историко-краеведческого музея-это еще и самый лучший вариант обеспечения учебного процесса наглядными пособиями по истории края
        Для активизации творческой деятельности школьного музея целесообразно создание школы юных экскурсоводов, которая будет более плодотворно работать при преемственности учащихся. Старшие учат младших.При школьном музее совместно с Советом музея создана школа юных экскурсоводов которая плодотворно работает, совершенствует свои знания и умения в этом виде деятельности. Первыми экскурсоводами стали активные члены краеведческого кружка и актива совета музея учащиеся 8-10х классов. В последние годы большую активность проявляют учащиеся 5-6 классов.
           Особое место занимает в работе краеведческого кружка и школьного музея связь с другими музеями, которая преследует цель знакомства с опытом работы школьных, районных, государственных музеев.   Мы бываем каждый год в районном музее, посещали музеи школы №1, Челкаковской, Новотазларовской школ.
             Также эффективны классные часы, проводимые в музее или с использованием музейных экспонатов.
Каждый год по плану работы школьного музея учащиеся гимназии посещают музей, проводят классные часы, посвященные определенным событиям.    Например, в прошедшем учебном году учащиеся  начальных классов были на обзорной экскурсии, а обучающиеся среднего и старшего звена на тематических экскурсиях. 
            Одно из направлений  работы активистов школьного музея – посильное участие в восстановлении и сохранении мемориальных объектов и предметов.  В 2001 году была обновлена мемориальная доска Айдару Махмутову – воину интернационалисту, выпускнику нашей школы.
             Следующий немаловажный момент в деятельности школьного музея и краеведческого кружка это поддерживание тесной связи с работой других школьных кружков по интересам. Так плодотворные отношения у нас сложились с туристами-краеведами.
            Радует тот факт, что в последние годы все больше обучающихся интересуются краеведческой исследовательской работой и их умение использовать этот материал в своих исследовательских, поисковых работах.   Начиная с апреле 2005 года,ежегодно  в гимназии  проводится  научно-практическая конференция «Шаг в будущее».  И каждый год на этих конференциях участвуют и члены актива музея со своими поисковыми работами. Затем эти работы направляются на муниципальный уровень, достойно выступают, получают призовые места.
             Активисты совета музея принимают  участие в ежегодной республиканской краеведческой викторине «Страна заповедная Башкортостан», Республиканском  конкурсе исследовательских краеведческих работ  «Дорогами Отечества»,  в республиканской научно-практической конференции «Совенок» и показывают  хорошие результаты.  Есть победители и призеры.
           Материалы школьного музея систематически используются на уроках истории культуры и истории Башкортостана.  2014- 2015 учебный год был насыщен мероприятиями, посвященными  подготовке и проведению 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Так, учителями истории при   проведении  открытых уроков приуроченных к этому событию  использовали и материалы музея  
 Конечно, в год  70-летия победы, работа школьного музея полностью была направлена на подготовку и проведения этого знаменательного события. Была обновлена экспозиция, посвященная нашим учителям- ветеранам ВОВ и труженикам тыла.  Музей участвовал в   районных эстафетах «Мы помним», «Наследники победы» . Гимназия стала победителем в номинации «Зал Боевой Славы», который был оформлен на  основе материалов музея.Основной фонд музея был пополнен поисковыми работами учащихся «  Я не забуду».                           Также участвовал в Республиканском смотре-конкурсе музеев образовательных  учреждений посвященный 70-летию      Победы в Великой Отечественной войне  и награжден дипломом министра образования РБ.
Эти небольшие победы свидетельствуют о том, что интерес у учащихся к краеведческой исследовательской работе есть. Этот интерес нужно поддерживать поощрять.
Ведь практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает  перегрузки обучащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории Отечества.










Комментариев нет:

Отправить комментарий